MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01CD3E4F.2F829D40" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит, данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Windows® Internet Explorer®. ------=_NextPart_01CD3E4F.2F829D40 Content-Location: file:///C:/8589A053/a3.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
=
|
Л.
ПЛОТКИН
НО=
ВЫЕ
ПОВЕСТИ ДА&=
#1053;ИИЛА
ГРАНИНА
|
1976
году Даниил
Гранин опубли&=
#1082;овал
две повести =
212;
|Клавдия
Вилор»
(«Звезда», № 6) l=
0; «О&=
#1073;ратныи
билет»
(«Новый мир», <=
/span>№ 8).=
Когда
читаешь
новые произk=
4;едения
писателя,
всегда
интересно уя&=
#1089;нить
себе, какое
место эти
вещи занима=
ют
в творчеств
=
77;
их автора,
чем они свя
«Клавдия
Вилор» — это
повесть о
последней в
=
86;йне,
точнее, о
героическоl=
1;
личности
одной из ее
участниц,
политрука Кл=
авдии
Денисовны
Вилор.
=
1044;.
Гранин сам
был
непосредстk=
4;енным
участником
войны. Он
командовал
ротой тяжелы=
;х
танков и
испытал все
тяготы боев
=
86;й
страды. Ему
пришлось
сражаться
под Ленингр=
072;дом.
Он был ранен,
принимал уч&=
#1072;стие
в великих
освободитеl=
3;ьных
походах
Советской
Армии.
Закончиласn=
0;
для него
война в
Восточной
Пруссии.
Писатель пр
=
80;надлежит
к тому
поколению
советских лю&=
#1076;ей,
которое
сформироваl=
3;и
трагедийныk=
7; и
героическиk=
7;
события
Великой
Отечественнl=
6;й.
Они наложил
=
80;
свой
отпечаток н
=
72; вс&=
#1077;,
что до сих
пор писал
Гранин. В
романе «Искаm=
0;ели»
гражданскаn=
3;
потребностn=
0;
героя в
создании
прибора,
позволяющеk=
5;о
установить
место
разрыва
связи,
обусловленl=
6; во=
споминанияl=
4;и
о боевых
действиях.
Очерк «Прекр=
;асная
Ута» основа
=
85;
на размышле
=
85;иях
о
противоречl=
0;ях
немецкой ис
=
90;ории.
=
1056;аздумья
об уроках
минувших
событий ле=
1078;ат
в основе
повести. «На=
096;
комбат». Но
всякий, кто
более или
менее знако
=
84; с
литературнl=
6;й
деятельносm=
0;ью
Гранина, неизме=
1085;но
испытывал
ощущение, чт=
086;
к теме войны
писатель до
=
83;жен
обратиться
более широко
и
многопланоk=
4;о.
И вот
появилась повест=
1100;
«Клавдия
Вилор»! Я,
конечно, не могу
с
достоверноl=
9;тью
утверждать,
что э=
1090;а
повесть и
есть то
произведенl=
0;е,
кото=
088;ое
вместит в
себя
богатейшие
впечатлениn=
3;
литератора,
накопленныk=
7;
в военные го=
076;ы.
Возм=
086;жно,
он к этой
теме еще
вернется в
другой книг
=
77;.
Но с точки
зрения
интереса Гранин=
1072;
к истории
минувшей
войны
повесть весьма
симптоматиm=
5;на.
Показательl=
5;а
она и &=
#1074;
другом
отношении.
Каждый, кто
следил за
развитием
творчества
писателя, не
мог
=
1085;е
отметить, чт=
086;
в
шестидесятm=
9;е
годы его вс=
е
чаще
привлекала
документалn=
0;ная
проза. Героиl=
5;я
«Клавдии
Вилор»
выведена по
=
76; св&=
#1086;им
подлинным
именем, эта
женщина и
по сию пору
ведет
большую
общественнm=
1;ю
=
1088;аботу.
Писатель
повествует
=
86;
пребывании
Клавдии
Вилор в
фашистском
плену.
Известно, чт=
о
в некоторых
произведенl=
0;ях
сороковых и
начала
пятидесятыm=
3;
годов при
трактовке эт&=
#1086;й
темы не
всегда
учитывалосn=
0;
стечение тр=
агических
обстоятельl=
9;тв.
Плен был сим=
074;оло=
м
позора. Д.
Гранин
напоминает
об этом читате=
;лю.
«Ни
ранения, ни
даже смерти
так не боялиl=
9;ь,
как плена.
„Лучше
умереть сто=
03;,
чем жить на
коленях!".
Лозунг
испанских ре=
волюционерl=
6;в
вошел в быт
нашей войны же&=
#1089;токой
заповедью:
„Лучше
смерть, чем пл=
ен"...
Но знали мы и
то, что война
могла подстр=
;оить
такие
ловушки, при
которых са=
мых
отважных
настигала
эта беда. Мы <=
span
style=3D'font-size:16.0pt;color:black;letter-spacing:-.25pt'>зн=
али
об этой
опасности,
это была
самая страшн=
;ая
угроза, и
бесчестье, и
позор».
И вот о
несчастье,
постигшем
героиню, о
том, с какой
самоотвержk=
7;нностью
вела она себя
в этих
обстоятельl=
9;твах,
и рассказы=
вает
писатель.
Д. Гранин не
ставил пере
=
76;
собой цели
Кто же така=
103;
Клавдия
Вилор? И
почему столь
необычно
звучит ее
фамилия? Она
— партийный
работник,
была
лектором го
=
88;ко&=
#1084;а
партии, в 1942
году по
собственноl=
4;у
=
1085;астоянию
была
призвана в
армию и, пройk=
6;я
специальныk=
7;
курсы, стала
политработн=
;иком.
Вместе с
курсантами
пехотного
училища, где
Вилор
преподавалk=
2;
соц=
1080;ально-эконо=
;мические
дисциплины,
она в
трудные
месяцы лета 1942
года участв
=
86;вала в б=
;оях
под
Сталинградl=
6;м,
в тяжелом бою был&=
#1072;
ранена,
оказалась в
окружении и попал&=
#1072;
в плен.
Обычные
горести
военнопленl=
5;ого,
голод, побои в
данном
случае
усугублялиl=
9;ь
=
1090;ем,
что перед
фашистскимl=
0;
извергами бы=
ла
коммунисткk=
2;,
комиссар, то
есть чело-
183
=
1074;ек,
который по офици
=
72;льным
предписа<=
span
style=3D'font-size:16.0pt;color:black;letter-spacing:.25pt'>ни&=
#1103;м
гитлеровскl=
6;го
командованl=
0;я
подлежал
уничтожениn=
2;.
Да кроме
того, она
была еще
женщиной, и
это давало
палачам
дополнитель=
ные
возможностl=
0;
для
издевательl=
9;тв.
=
054;б
ужасающих
днях
пребывания
Вилор в
немецком
плену автор
рассказываk=
7;т
с беспощадноl=
1;
правдивостn=
0;ю.
Пытки, глумл=
077;ни=
1077;,
угрозы
расстрела,
стремление
во что бы то
ни стало
подорвать
внутреннюю
сопротивляе=
;мость
человека —
нескончаемl=
6;й
чередой
проходят
перед
читателем
эти страшны
=
77;
сцены. Д.
Гранин в
полной мере
сумел показа=
ть
читателю, чт=
086;
значил плен =
091;
фашистских
каннибалов.
Но писателn=
0;
ставит
акцент не на
страданиях
своей
героини.
Клавдия
Вилор
интересует
=
77;го
как высокий
образец
несломленно=
1081;
нравственнl=
6;й
стойкости.
Автор
спрашивает
=
91;
себя самого:
что заставил=
о
его
кропотливо,
деталь за
деталью,
восстанавлl=
0;вать
образ мужес
=
90;венной
коммунисткl=
0;?
«Что же мен=
103;
заставляло
собирать п
восстанавлl=
0;вать
шаг за шагом
эту ее долгу=
102;
=
1080;сторию?
Война
накопила
много
подобных ис=
1090;орий,
героическиm=
3;,
открывающиm=
3;
новые, невида=
нные
пределы
человеческl=
6;го
духа. Ну, что ж,
еще одна! Но
есть в ней, в
этой истори
=
80;
Клавы Вилор,
своя
отдельностn=
0;...».
Писатель
подчеркиваk=
7;т,
что не мог
пройти мимо
этой истори
=
80;:
она открыла
ему такие во=
1079;можности
человеческl=
6;й
души, о
которых он
ранее не
подозревал. =
048;
ему хотелос=
00; эт&=
#1080;
удивительнm=
9;е
черты
приобщить к
собирательl=
5;ому
портрету
воина
Великой Отече&=
#1089;твенной
войны.
В облике
Вилор Грани
=
85;
оттенил то,
что речь иде=
090;
о советском
человеке,
человеке, во&=
#1089;питанном
революцией,
Октябрем, наше=
1081;
действителn=
0;ностью.
Эта
особенностn=
0;, ко=
1090;орая
очень дорог
=
72;
писателю,
проявилась
уже в фамили=
080;
героини.
Вилор —
псевдоним. О=
085;
расшифровыk=
4;ается
так: Владими=
088;
=
1048;льич
Ленин
Организатоl=
8;
Революции.
Именно в
этом видит
писатель
типичность ге&=
#1088;оини.
Гранин не
просто
рисует этап
=
99; фа=
1096;истского
ада, который
прошла Вило
=
88;.
=
054;на
мужественнl=
6;
переносит
испытания, в=
099;па=
1074;шие
на ее долю, ни
на минуту не
сдается, не
прекращает
сопротивлеl=
5;ия,
стремится и
=
89;пользовать
любую
возможностn=
0; дл&=
#1103;
борьбы с
врагом, даже
в самых немы=
089;ли&=
#1084;ых
условиях.
Клавдия
Денисовна
помнит, что
ей
приходится
отвечать не
только за себn=
3;.
Она —
политрук, он=
072;
— представи=
1090;ель
партии! Ее
поведение
будет обязате=
1083;ьно
воспринято
как образец,
как пример. В
самые
страшные
минуты она н=
077;
забывает о
том, чему
учила своих
курсантов. И
теперь
Клавдия
Вилор была
обязана св=
1086;ей
жизнью или
своей смерт=
00;ю
доказать
нетленностn=
0;
традиций Ре
=
74;олюции.
«Курсанты, ее
курсанты,
окружили ее.
Мальчики —
растерянныk=
7;,
испуганныk=
7;
— смот-
ре=
1083;и
на нее с
ожиданием».
Измученная,
раненная, она
не могла
позволить
себе разры&=
#1076;аться.
Советские
писатели
сознают сво
=
81;
долг перед
памятью
людей,
которые в
нечеловече=
1089;ких
условиях с
честью
выполнили
свой долг
перед
Родиной и
человечестk=
4;ом.
В том
же номере
«Звезды», чт=
086;
и «Клавдия
Различны
характеры
героев,
различны
обстоятельl=
9;тва
их жизни,
различны,
наконец, и
литературнm=
9;е
манеры
писателей.
Но одним
стремлениеl=
4;
закрепить в
слове подвиг
Вилор не
исчерпываеm=
0;ся
внутренний
смысл
повести
Гранина. В
пей отчетли&=
#1074;о
проявилось &=
#1083;ичное
начало —
черта, как
нельзя боле
=
77;
присущая ег
=
86;
произведени=
1103;м
последних
лет. Это
начало сказ
=
99;ва&=
#1077;тся
по-разному. В
«Клавдии
Вилор» оно в=
099;явилось
в том, что
писатель
через образ
героини
стремится
понять себя
самого, осмысл=
ить
свой
собственныl=
1;
опыт, свои со&=
#1073;ственные
переживаниn=
3;
военных лег. =
span>Он
пишет: «...чере=
з
историю
Клавы Вилор
я, наверное,
старался
понять
собственноk=
7; фр&=
#1086;нтовое
прошлое».
Вот,
например, он
рассказыва
=
77;т,
как Вилор
поддерживаl=
3;а
свою душевну=
02;
стойкость
мыслями о
Сталинграде,
который
немцы так и
не смогли
взять. «И
опять же я по
себе помнил
странную эт=
1091;
уверенностn=
0;,
с какой мы
шли из окру
Но в
стремлении
передать
читателю геро=
1080;ческую
суть образа
Клавдии
Вилор есть и
некая более
общая цель.
Через хара=
1082;тер
этой женщин
=
99;
писатель
хочет поня&=
#1090;ь
целое
поколение
советских
людей, поколе=
;ние,
которое
приняло на
себя первы=
1077;
удары
фашистскогl=
6;
вермахта, те
удары, которы=
е
сокрушили
Западную Ев
=
88;опу,
=
1085;о
дали осечку
на полях
сражений
нашей Родины=
;.
«Мы пришли
на войну
юнцами, и
немудрено,
что иные из
нас готовы
были валить на
старших вин
=
91;
за наше
отступлениk=
7;,
за неудачи
первых
месяцев... мы
были несправе&=
#1076;ливы
и бездушны;
только позд
=
85;ее
уразумели м
=
99;,
что
поколение
Клавы Внлор пр&=
#1080;няло
на себя
главную
тяжесть
первого го=
1076;а
войны.
Некоторые и
=
79;
них, из
старших, ка&=
#1079;ались
нам в чем-то
ограниченнm=
9;ми,
закоснелымl=
0;,
подобно
генералу
Горлову из
печатаемой
тогда в
„Правде"
пьесы Корне=
1081;чука
„Фронт"...
Каждое
поколение
имеет=
св=
1086;и
изъяны. Но
стойкости м
=
99;
учились у
них. И
мужеству, и
убежденносm=
0;и.
Что-то было в
этом
поколении,
что-то
завидное, це&=
#1083;ьное,
что ныне,
спустя
десятилетиn=
3;, ст=
1072;ло
виднее. Это
были
убежденные
люди, не
знающие
сомнения, п
может, именн=
086;
эти качествk=
2;,
вместе
взятые,
помогли нам -=
span>и
старым и
молодым —
довести
войну до по=
беды».
В плену, под
угрозой
расстрела,
Вилор считал=
а
своим долго
=
84;
поддерживаm=
0;ь
дух своих товар
=
80;щей
по
несчастью,
она вселяла в
их
измученные
сердца свет
надежды и
уверенностl=
0;.
Она вместе с
другими
устраивала
побеги из
фашистских
лагерей. Она =
span>в
самых
страшных
условиях
оставалась ко=
1084;мунистом,
солдатом
партии.
Надо
сказать, что
при
изображениl=
0;
Клавдин Вило
=
88;
перед
писателем
стояли
немалые тр&=
#1091;дности.
Можно было
легко
сбиться на пла=
1082;атно-обобще=
;нный
стиль —
материал са&=
#1084;ой
жизни давал
для этого
повод. Грани&=
#1085;,
однако,
справедливl=
6;
полагал, что =
span>та&=
#1082;ой
подход не
усилит
впечатлениk=
7;,
а скорее
ослабит его.
Он стремилс=
03;
создать об&=
#1088;аз
реального
человека во
плоти и
крови. Писате=
ль
не проходит
мимо тех мгн=
086;вени&=
#1081;,
когда
Клавдия
Денисовна
падала духо&=
#1084;.
Ее
охватывало
отчаяние. Он=
072;
чувствовала,
что ее
оставляют н
=
77;
только физиче&=
#1089;кие
силы, но, что
было
=
89;трашнее,—
=
080;
нравственнk=
2;я
сопротивляk=
7;мость.
Однако коммун=
;истка
все же
находила в
себе источни=
1082;и
морального
выздоровлеl=
5;ия.
Гранин не
скрывает от
читателя эт
=
80;
минуты
кризиса:
«...мне дорога
— замечает
он,— Клава
Вилор и в
своей
слабости и
отчаянии, и в
жестокости
=
80;
безоглядноl=
9;ти».
«Может, помогл=
о
Клаве Вилор,=
212;
добавляет п
=
80;са=
1090;ель,—
выкарабкатn=
0;ся
из отчаяния
то, что кажетс=
я
нам сегодня
нетерпимосm=
0;ью,
прямолиней
=
85;остью».
А может,
подействовk=
2;ли
=
1088;ечи
ее подруги
«про силу
советского
народа и
обреченносm=
0;ь
фашизма, о
превосходств=
е
наших идей и
возрастающk=
7;м
упорстве и
мастерстве
Красной
Армии».
Трудно,
конечно, с
абсолютной
=
90;очностью
=
091;станавлива&=
#1090;ь,
что помогло
героине
нравственнl=
6;
выстоять, но
через все
несчастья ф
=
72;шистского
плена, через
все
неимоверныk=
7; ис=
1087;ытания
она пронесл
=
72;
веру в свою
Родину, в
превосходсm=
0;во идей комму=
;низма.
В
изображениl=
0;
Клавдии
Вилор
писатель оп&=
#1080;рался
на богатую и
прочную
традицию со=
1074;етского
искусства. В
критике
справедливо
вспоминали
образ
женщины-ком
=
80;сса=
1088;а
из
«Оптимистиm=
5;еской
трагедии» Вс.
Вишневскогl=
6;;
вероятно,
читатель
вспомнил
судьбу и
Любови
Яровой, и
Виринеи. Са=
1084;а
Клавk=
6;ия
Вилор,
просвещая
своих ку&=
#1088;сантов,
приводила
в пр
=
80;мер
героев
гражданскоl=
1;
войны. Это
было
=
89;овершенно
естественн=
;о:
солдаты Отечествен=
;ной
войны вели
свою
родословнуn=
2;
от тех, кто
творил истори=
;ю
Советской
страны, кто
штурмовал Зимний, кт&=
#1086;
отстоял
Родину в
жесточайшиm=
3; бо=
1103;х.
Есть в этой
повести и
какие-то
внутренние
соответствl=
0;я
с главными
мотивами советской =
b>во&=
#1077;нной
прозm=
9;.
Я бы=
отметил
=
1086;чень
существеннl=
6;е.
В «м
=
86;лодой
гв=
;ардии"
Алk=
7;ксандр
Фадеев
придавал
огромное зн
=
72;чени
=
77;
проблеме нр&=
#1072;вственный
выбора. Не-
бо=
1083;ьшая
группа
краснодонсl=
2;ой
молодежи вс&=
#1090;упает
в
смертельнуn=
2;
схватку с
чудовищной
военной
машиной
захватчикоk=
4;,
кажущейся
всесильной.
Этот мотив
отчетливо
звучит и в
повести Гр=
1072;нина.
Убежав из
лагеря,
героиня
предоставле=
на
самой себе.
Все зависит
от ее собст&=
#1074;енного
выбора.
Гранин пише
=
90;:
«Она была одн
=
72;
среди этих
хуторов,
поселков, в
том смысле
одна, что
никто от нее
ничего ие
требовал.
Если она
что-либо
решала, то самk=
2;
для себя. Ей
не у кого
было спраши
=
74;ать
и не у кого
было искать
поддержки. Е=
081;
самой
следовало
находить
свою линию
Писатель
переводит
событийное
повествовани=
;е
в план
нравственнm=
9;й,
идейный. И
именно здес=
00;
заключен
ответ на
вопрос, которы=
й
он поставил
перед собой =
074;
начале пов&=
#1077;сти:
чем
заинтересоk=
4;ала
его история Кл&=
#1072;вдии
Денисовны
Вилор? В ней, в
ее судьбе, в
ее
неиссякаемl=
6;й
нравственнl=
6;й
=
1089;иле,
Гранин
различил то
«чудо
человеческ=
1086;го
духа»,
которое
отличало
целое поколе=
1085;ие
советских
людей.
Вторая
повесть во
многом
отлична от
В одной из
своих стате
=
81;
Гранин объя
=
89;ни&=
#1083;,
чем вызвано
его
пристрастиk=
7;
к путевому
очерку:
«Путевые
картины мне
кажутся
идеалом
прозы — в них
свобода, о
которой
всегда мечт
=
72;ешь
— свобода от =
span>сю=
1078;ета,
от
хронологии,
от географи
=
80;.
=
069;та
проза
свободней,
чем стихи. В чем
она? В том-то и
секрет ее,
что она
ускользает
от подобного
вопроса. Обо
всем, но не
пресловутый
поток
сознания, а
скорее пото
=
82;
жизни,
поэзии,
размышлениl=
1;,
фантазии,
поступки и
воспоминанl=
0;я,
описания и и=
089;по=
ведь».
Не будем
спорить с
автором о
частностях: пу&=
#1090;евой
очерк, освобожден&=
#1085;ый
от географи&=
#1080;,
довольно
трудно себе
представитn=
0;. Ва=
1078;но
другое —
свободная
проза, вклю
185
&=
#1082;остью
они
проявились
=
74;
повести
«Обратный
билет». О чем
она?
Пользуясь
формулой са=
мого
Гранина,
можно
сказать, что
произведен=
080;е
«ускользаеm=
0;»
от четкого
ответа на эт=
1086;т
вопрос.
Внешне — это
путешествиk=
7; в
места своег
=
86;
детства: в
Старую Русс
=
91;,
=
1074;
небольшой
поселок,
лежащий
неподалеку от
нее, —
Кислицы, где
прошли
ранние годы пи=
сателя.
Он
рассказываk=
7;т
о детстве и
юности, о
встречах с
людьми,
которые
когда-то бы&=
#1083;и
участникамl=
0;
его
ребяческих
игр и шалост=
077;й.
Тут же
попутно дан
=
99;
портреты об
=
80;та&=
#1090;елей
этих мест,
рассказано
=
86;
случайных вс&=
#1090;речах
с
колоритнымl=
0;
собеседникk=
2;ми;
=
086;
Достоевскоl=
4;,
который
писал своих «Б=
ратьев
Карамазовыm=
3;»
именно в
Старой Руссе
(великий
художник
запечатлел
ее с
поразительl=
5;ой
документалn=
0;ной
точностью); о
человеке и
природе, о
некоторых
деталях
писательскl=
6;го
ремесла и о
многом
другом. Это
действителn=
0;но
свободная
проза, и
прежде всег
=
86;
— свободная
от сюжета, это =
212;
воспоминанl=
0;я,
размышлениn=
3;, ра&=
#1079;думья,
исповедь.
Гранин как б=
099;
демонстрати=
;вно
показывает
на практике,
каков, по его
мнению, идеа=
083;
прозы. Но
очевидно, чт=
о
свобода
такого
повествоваl=
5;ия
не безгранич=
;на,
что оно
требует
своей
внутренней ст&=
#1088;уктуры,
суть которо
=
81;
лежит не в
пределах
сюжета, а в
чем-то ином.
Это «что-то» =
span>до=
лжно
возместить
отсутствие
сюжета в об
В чем же
состоит
общая идея,
объединяюща&=
#1103;
все
разнообразl=
5;ые
элементы
повести Грани&=
#1085;а?
В сущности,
автор рисуе
=
90;
не про&=
#1089;то
путешествиk=
7;
в места, где
прошли его
Широко
известны
слова Маркс
=
72;
из введения
«К критике
политическl=
6;й
экономии»: на боле=
1077;
высокой
ступени
воспроизводить
свою
истинную
сущность?
Разве в детсобс=
1090;венный
характер в
его
безыскусственной
правде? И
почему
детство
человеческого
общества та
=
84;,
где оно
развилось
всего прекраснее=
;,
не должно
обладать дл=
03;
нас в=
1077;чной
прелестью, к=
072;к
никогда не
повторяющаяся
ступень?» (К.
Маркс и Ф.
Энгельс об
искусстве. Т. 1, М., 1976, стр. 122).
Мне кажетс=
03;,
что в повест=
080;
Гранина реч=
00; ид&=
#1077;т
именно об
«истинной
сущности»
человека — о
гуманизме и
его истоках.
В чем же
видит их
писатель?
В новой
повести он
возвращаетl=
9;я
ко многим
своим
излюбленныl=
4;
мыслям, которые
широко
развиты в
других его
вещах. =
И
в
особенностl=
0;
— к мыслям о
соотношении
человека и
эпохи
научно-техн
=
80;ческого
прогресса.
Они, пожалуй,
наиболее часто
привлекают
внимание
писателя, часто
звучат в
путевых
очерках. В
каком отношении
находятся
между собой
небыва-
лы=
е
свершения
техники и
коренные це
=
85;но=
сти
человека? Эт=
080;
проблемы не
просто интере=
;суют
писателя, он=
080;
тревожат ег
=
86;,
будоражат
его мысль, и к
ним он возвр=
072;ща=
ется
неотступно, =
103;
бы сказал, с
каким-то об=
остренным
и тревожным
вниманием.
Гранин —
решительныl=
1;
противник
неонародни&=
#1095;еских
идиллий, для
авторов
которых возвр&=
#1072;щение
к природе
есть не что
иное к&=
#1072;к
лицемерная
фраза,
возможностn=
0;
щего=
1083;ьнуть
чем-то
противостоn=
3;щим
городу, цив=
080;лизации,
научному
прогрессу.
Один и=
1079;
героев
повести
«Обратный
билет» с
возмущениеl=
4;
говорит
рассказчикm=
1;: «Поезд=
082;а
в родные
места — ...
неужели нет у
тебя темы
посвежее?
Пусть об это=
084;
пишу=
090;
литературнm=
9;е
молодцы,
которым больше
нечего
сказать. Они
лелеют тоск
=
91; по
деревне,
поскольку
выбили себе
шикарные
городские
квартиры и
теперь выну
=
78;дены
ездить на
лифте и
мыться в
ванне. Бедняги,
они
приезжают в
родимые
места повздыхать!
— Нарушая
свою филосо
=
92;скую
невозмутимl=
6;сть,
он материл
этих литер
=
72;турных
шулеров, эти=
093;
лицедеев.— Ходят в
сауну, но
воспевают
баню по-чер
Это говори
=
90;
не Гранин, а
его
собеседник. Но,
вероятно,
писатель в
общем
согласен с этими
обличительl=
5;ыми
речами. Он от=
span>лично
понимает, чт=
086;
воспевание
патриархальности R=
12;
дело
безнадежноk=
7;
и утопичное.
Остановить
научно-техн
=
80;ческий
прог=
088;есс
невозможно,
да и не нужно.
Но задуматься над
ценностями
человечносm=
0;и
в наш =
атомный
век — очень
важно и как
нельзя боле
=
77;
своевременl=
5;о.
Гранин со
свойственнl=
6;й
ему энергие
=
81; по&=
#1076;черкивает
волнующую
его проблем
=
91; от=
ношения
человека к
природе.
Следует на=
помнить,
что писател=
00;
с первых
своих шагов
на
литературнl=
6;м
поприще
выступил в
качестве
убежденногl=
6;
почитателя
красоты и
силы техник
=
80;,
могущества
человека, пр&=
#1077;образующег=
;о
мир во имя
своего благ
=
72;.
&=
#1053;о
уже во многи=
093;
произведенl=
0;ях
прошлых ле=
т
он напомина
=
83;
о тех
опасностях,
которые таит
в себе
бесцеремонl=
5;ое
и бесхозяйс
=
90;ве=
нное
обращение с
природой.
С горечью и
болью
говорится в
повести о
деревьях:
«Порублены,
все они пору=
073;ле=
ны...
Не надейся...
рубят без
пощады... Все еще
покоряем
природу,
побеждаем ее...».
Собеседни
=
82;
писателя
утверждает:
природу
надо
понимать, а
понимать —
значит сочувl=
9;твовать.
Автор
иронически
спрашивает:
кому-де
сочувствовk=
2;ть,
лягушке? И по&=
#1083;учает
гневный
ответ: «Да,
лягушке. И
зяблику. И
дереву. Ты
думаешь, про
Природа дл=
103;
писателя — н=
077;
просто «среда
обитания».
Она —
источник
красоты и
доброты. В
представлеl=
5;ии
Гранина приро&=
#1076;а
сопрягаетсn=
3;
с истинной
человечност=
ью.
Вот сценка,
по-своему
очень характе=
1088;ная.
«Под теныо
акации на
скамейке
186
си&=
#1076;ел
Андриан,
поджидал
меня... В ака-ци=
и
верещали
воробьи.
Сотни их
слетались
сюда каждый
вечор и
примерно с
полчаса неист&=
#1086;во
вопили, обсу=
078;дая
итоги дня...
Чего не
хватало в
городе, так
это
живности...
Андриан
уверял меня,
что вскоре в малых
городах
заведут
животных.
Люди &=
#1087;онимают,
что животны
=
77;
нужны
человеку не
только для
еды — они
помогают
чело=
1074;еку
быть
человеком». .
Быть
человеком =
—
это, может
быть, самое
главное в
повести
Гранина. Но
что же такое R=
12;
быть
человеком?
Это прежде
всего быть
носителем
добра и
справедливl=
6;сти.
=
1054;дин
из героев
говорит, что
хорошо бы отме&=
#1095;ать
в человеке
«душевное
достижение&raqu=
o; и
=
1074;ыделять
его в
«рамку». «А
мне что в
рамку выделn=
3;ли?..
Страхи! Вот
помню, как
тетку судили за
опоздание.
Как за драку
на пра&=
#1079;днике
наших парне
=
81;
забрали. Мне =
span>родите&=
#1083;и
одну сторон
=
91;
подчеркиваl=
3;и
— тог&=
#1086;
нельзя, это
плохо, за это
ремнем. И в школе
тоже. Хоть бы
разочек кто
поднял, показал — в=
1086;т
какую ты,
доброту
совершил».
И именно в
связи с темо=
081;
человечносm=
0;и
=
1074;озникает
в повести
тема
Достоевскоk=
5;о.
=
1040;втор
«Братьев
Карамазовыm=
3;»
предстает пе=
ред
читателем н
=
77;
только как
величайший
=
84;астер
«высшего
реализма»,
как образец со&=
#1074;ершенного
искусства, н=
086;
и как провозве=
стник
человечносm=
0;и,
который
призывал лю=
дей
к доброте и
утверждал,
что «мир бу&=
#1076;ет
обновлен не
кровью, а
совестью».
Говорят, чт=
086;
талант
Достоевскоk=
5;о
больной,
жестокий. Да,
есть в нем и
это... но ведь
есть и
другое. Не
только
больной, но и
исцеляющий.
От самой, я бы
сказал, без
Совесть —
это высшее
выражение
подлинной
человечносm=
0;и.
И главное в
ней — способн=
086;сть
отзываться
сердцем на
все страдан=
080;я
окружающегl=
6;
мира.
Человечно
=
89;ть
для Гранина
теперь неотде=
лима
от сознания
своей
органическl=
6;й
=
1089;вязи
с природой.
Он
вспоминает
свою молодосm=
0;ь.
Техника,
великие
свершения
творческой
мысли
казались ем
=
91;
наиболее по
=
83;ны&=
#1084;
выражением
современноl=
9;ти,
новой красоm=
0;ы.
«Ажурные
высоковольm=
0;ные
опоры казали=
;сь
нам красиве
=
81;,
чем сосны и
березы. «Мы,
инженеры,—
благодетелl=
0;
чело-
&=
#1074;ечества,
наше дело
осветить ми
=
88;,
обеспечить
его
энергией».
Писатель
вовсе не от&=
#1088;ицает
ценности
всего этого
(«...иначе было
нельзя»,—
замечает он).
«Неправильl=
5;о
было только
то, что мы
ничего не
жалели». И
далее:
«Вообще все,
что есть в
природе, все
это нужно. И
любые
животные ну&=
#1078;ны,
и гроза, и
василек, и
даже вечная ме&=
#1088;злота».
Мысли о
красоте
истинной
человечносm=
0;и,
&=
#1086;
гуманизме, о
любви ко
всему живом
=
91; от&=
#1095;етливо
выступают в
произведенl=
0;ях
Гранина
давно.
Особенно
рельефно и
выразительнl=
6;
— в книгах
последних
лет. Темы эти <=
/span>пи=
1089;атель
развивает и =
074;
двух
повестях, о
которых иде
=
90;
речь.
Повести
весьма
различны во
многих
отношениях.
«Клавдия
Вилор» —
произведение с
главным
героем. Книг=
072;
насыщ=
077;на
событиями
очень
драматичныl=
4;и
и даж&=
#1077;
трагедийныl=
4;и.
Она
остродинамl=
0;чна.
Втор=
072;я
повесть
приближаетl=
9;я
к жанру эссе,
который
привлекает
писателя
своей внутренней
свободой. Эт=
086;
размышлениn=
3;, воспом&=
#1080;нания,
исповедь, бе=
079;
строгого
сюжета, без
четких
повествоваm=
0;ельных
рамок. Но ест=
1100;
у этих двух
произведенl=
0;й
и нечто общее. Оно
заключаетсn=
3;
не в
формальных особен&=
#1085;остях,
а во
внутреннем
пафосе. История
Клавдии
Вилор, по
словам
самого автора,
представляk=
7;тся
ему чудом
человеческого
духа. В
сущности, об
этом же самом, о
чуде
человеческl=
6;го
духа, размышляет он
и в повести
«Обратный
билет». Истоки
этого чуда,
пути его
формированl=
0;я
зани=
084;ают
писателя в
обоих
произведеl=
5;иях.
Так
сливаются
воедино и
восторг перед
высоким
подвигом
политрука, и
размышлениn=
3;
о
Достоевскоl=
4;,
о красоте
добра, отзыв=
095;ивости,
любви, о
коренных
устоях подлинной
человечносm=
0;и,
которые с
самого раннего
детства
возникают в
человеке ка
=
82; предве=
1089;тие
будущего.
Заключая
свою книгу
«Обратный
билет», Граниl=
5;
пишет о
людях,
которые
умели, несм&=
#1086;тря
на все удары
жизни,
оставаться че=
ловечными,
стойкими в
своей
доброте. «Б=
ольше,
чем других,
настигали и
=
93;
разочаровани=
;я,
обиды,
несправедлl=
0;вости.
И все же они не
поддавалисn=
0;
злобе,
цинизму, ун=
ынию.
Что помогал
=
86;
им, что
поддерживаl=
3;о
их дух? Что
обязывало и
=
93;
душу
сохранять
доброту... Я
никогда до
конца не мог =
span>ра&=
#1079;обраться
в том, как это
происходит. И
вот теперь я
стал думать,
что, может, им =
по=
могало
какое-то
воспоминанl=
0;е,
принесенноk=
7;
из детства?
Может, они
посещали
свое детство
и оно
прибавляло
им силы? Може=
т,
там хранятс=
03;
наши запасы
безошибочной
любви,
доброты,
радости, вер=
099;
=
1074;
будущее...».
И, в
сущности, дв=
077;
повести
Гранина, при
всем их
различии, пр=
086;никнуты
единым пафо&=
#1089;ом
утверждениn=
3;
чуда
человеческl=
6;го
&=
#1076;уха,
включающегl=
6;
в себя и
любовь, и отзы&=
#1074;чивость,
и добро, и
гуманность, =
080;
вместе с тем —
несгибаемуn=
2;
решимость в
борьбе с силами
зла, цинизма
и жестокост
=
80;.
Д. Гранин
верен пафос
=
91;
своего
творчества. О
=
85;
ищет для нег=
086;
и новый
материал, и
новые
средства
художествеl=
5;ной
выразительl=
5;ости,
187